Как это было
Кумбха Мела 2013
Прогулка по лагерям самого многонаселенного временного города в Индии, что был расположен в месте слияния трех священных рек — Ганги, Ямуны и Сарасвати
«Именно здесь начинаешь понимать, что Индия — страна сотен народов, тысяч языков и миллионов богов. Это родина человеческой речи, колыбель человечества, прародительница легенд. Страна, посетить которую должен каждый. Тот, кто побывал там хоть раз, никогда не променяет свои мимолетные впечатления об Индии на все красоты мира».
Марк Твен в книге "Новые путешествия по миру" после посещения Кумбха Мелы 1894 г.

C 14 января по 25 февраля в городе Аллахабаде (Праяг) прошла очередная Кумбха Мела, не побывать на которой, было бы преступлением, особенно для правоверного хинду!


По первым впечатлениям в день мауни амавасьи стало понятно, что в этом году здесь собралось больше народа, чем на Меле 2001 года и, конечно, гораздо больше, чем в Харидваре в 2010 году.

С чем это связано? Сложно сказать однозначно, но стремление масс индийцев к улучшению кармы и получению мукти, обещанного священными писаниями, сделало этот праздник самым большим собранием людей на планете.


В последние десятилетия этот фестиваль с каждым разом посещает все больше жителей западных стран, так или иначе имеющих отношение к йоге и индуизму в целом. Особенно впечатляет количество соотечественников, присутствовавших на Кубха меле. Это говорит о том, что философия санатана дхармы (индуизма) все больше и глубже проникает на просторы постсоветского пространства.


Широкое освещение этого события в рунете и отправление групп паломников, организованное последователями Пайлота Бабаджи и несколькими туроператорами, специализирующимися на турах в Индию, сделало возможным посещение этой психоделической мистерии всем желающим, а таковых оказалось немало. Как бы там ни было, но на фоне полевых сводок с пляжей Гоа о плохом поведении рашн пипл, такое массовое увлечение славян йогой и ведической культурой, меня лично, приятно удивляет.

История Кумбха Мелы


История Кумбха Мелы уходит своими корнями в глубокую древность и описана в Пуранах и Итихасах, например в Бхагавата пуране (гл. 5-11). Мне бы хотелось рассказать, сквозь призму священных писаний, о духовной очищающей силе Праяг-Сангама — древнейшего места паломничества, где и проходит раз в двенадцать лет Праздник Кувшина (Кумбха мела).


В Брахма-самхите рассказывается, как господь Брахма искал место для проведения жертвоприношения Пракришта Ягьи и остановил свой выбор в районе Сангама — места слияния трех священных рек Ямуны, Ганги и Сарасвати. Впоследствии это место стали называть Праяг, т. е. место, где было совершено грандиозное жертвоприношение.


Всего на Ганге насчитывается четырнадцать таких праягов, но Праяг-радж (Аллахабад), считается самым значительным из них. В Махабхарате (Вана-парва) говорится, что Праяг является мадхьей, центральным из пяти веди — жертвенных алтарей земли. Остальные веди: Курукшетра, Гая, Вираджа и Пушкара.


В Сканда, Маркандея, Брахма и Вараха Пуранах говорится, что Праяг является самым почитаемым святым местом во вселенной. Омывшись в слиянии трех священных рек в Праяге, человек попадает в рай, а тот, кто умирает там, навеки покидает материальный мир. Многие святые и Аватары с древних времен считали своим долгом посетить Праяг и омыться в Сангаме, а также, это место долгое время являлось обителью великих мудрецов — Бхарадваджа и Дурвасы Муни.


Американский писатель Марк Твен посетил Кумбха Мелу, проходившую в 1894 году в Праяге, о которой он пишет: "Удивительно наблюдать, как вера побуждает тысячи и тысячи людей — и немощных стариков и юношей — без колебания и роптания входить в ледяную воду."

По прибытии в Сангам, в первую очередь хочется познакомиться с различными течениями индуизма, получить даршан и благословления садху, послушать лекции, покушать прасада, принять участие в ягьях, киртанах и харинамах, попеть мантры с брахманами и, конечно же, омыться в святых водах Сангама — ради чего сюда все и собрались.


Конечно, за те три дня, что мы здесь были, сложно выполнить всю желаемую программу, но все же кое-что нам удалось!


Мы послушали лекцию Радханатха Свами — автора известной автобиографической книги «Путешествие домой».

Взяли интервью у Рампури Бабаджи — одного из старейшин ордена Джуна Акхара, также выходца из Америки, и автора книги «Рампури — биография голубоглазого йогина».

Поучавствовали в харинаме гаудийа-вайшнавов.

Провели какое-то время у нага бабов — самых архаичных представителей санатана дхармы.

Приняли Шахи Снан (королевское омовение) и присоединились к параду «Садху Кумбха Мелы», который проходил в течение всего дня на мауни амавасью.


В общем, как и всегда, Кумбха Мела впечатляет, позволяет взглянуть по-новому на свою жизнь под разными углами, дает мощный импульс, силы и возможности идти дальше по этому «лезвию бритвы» — называемому духовный путь, путь последователя одной из традиций, совокупность которых называют Санатана Дхармой. Это свод естественных моральных принципов, следование которым гармонизирует человека и все общество.

More products

В начале творения Господь Вишну даровал нашей планете Ямуну, способную смыть все грехи человечества. Прекрасная Ямуна взмолилась: «А кто же очистит меня?»

И Вишну ответил: «Великие праведники раз в 12 лет силой своей веры вернут тебе чистоту!»

Махайоги
Пайлот Бабаджи

Больше всего наших соотечественников мы встретили в лагере маха йога Пайлота Бабаджи. Бабаджи когда-то был пилотом военных самолетов истребителей, летал на советских мигах. Занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый низко летающий пилот (чтобы не засекли радары противника). Участвовал в столкновениях Индии с Пакистаном. Отсюда и его имя - Пилот. Позже он стал садху, медитировал много лет в пещерах Гималаев, потом пришел в мир и начал помогать людям и давать Гималайскую йогу. Не раз демонстрировал длительное самадхи без еды и воздуха под наблюдением общественности.
Бабаджи на Кумбха Меле принимает своих последователей для проживания в кемпе, проводит ягьи и дает свои благословления, пришедшим на даршан.
Рампури Баба
Мы заглянули на огонек к Рампури Бабе — американскому садху, первому западному человеку, получившему посвящение в начале 70-х годов в одном из самых ортодоксальных орденов индуизма, Джуна Акхаре.

На фотографии слева — Рампури, объясняет что-то пришедшему на даршан человеку с Запада. Справа —Мангалананд Гири, известный всему миру как Goa Gil (Гоа Гил). Это ди-джей, организатор гоа-трансовых вечеринок, один из основателей транс-движения.

Он получил инициацию в Джуна Акхаре в 70-х, в ордене Гири — одной из 52-х линий ученической преемственности.
Я попросил Рампури подписать его книгу «Биография голубоглазого йогина»
Бабаджи написал благословления владельцу книги от имени всей Акхары
Сатсанг Рампури Бабы
Бабаджи согласился ответить на наши многочисленные вопросы и рассказал нам о традиции нага баба, о внутреннем устройстве Джуна Акхары, о роли садху в обществе. Он говорил о разлагающем душу влиянии запада и о славянах (т. е. нас), которым нужно вспомнить свою религию предков и жить в согласии с природой и богами. В действительности, он прославил нас, сказав, что у нашего народа большой духовный потенциал и посоветовал нам вернуться к своим дохристианским корням, в истоках которых лежат Веды.

Чувствуя благодарность за высокую оценку потенциала нашего народа, я сказал бабаджи «спасибо», что звучало в контексте сказанного весьма глупо, как попытка поблагодарить дядю за данную им конфетку, на что бабаджи ответил, сурово посмотрев мне в глаза:
— Я говорю серьезно, это не просто так, это не шутки.

В общем, баба произвел на нас впечатление человека пропитанного традицией, реализовано знающего то, о чем он говорит и бесконечно доброго человека, испытывающего сострадание к мирянам, погрязшим в суете наслаждений этого эфемерного мира.
Друвинка Пури
В лагере Рампури Бабы мы встретили яркую, необычную женщину. Пока мы беседовали с Рампури, она тихо сидела в сторонке. Ее очень умиротворенный и, я даже сказал бы, отреченный вид, произвел на меня впечатление.

Ее имя Друвинка Пури, и родом она из Шри Ланки, переехала в Индию около 30 лет назад и стала монахиней — садхви, получив посвящение в древнем ордене садху Джуна Акхара, одним из ее Гуру является Рампури Баба.

Помимо своей садханы и жизни в полном отречении, Друвинка пишет замечательные картины на холсте. Передавая через них свой внутренний мир неразрывно связанный с Девтами и их многочисленными проявлениями в мироздании.
Амар Бхарати Баба
Садху Амар Бхарати держит руку поднятой уже 51 год. Это называется урдхаман тапасья — вид служения, когда аскет посвящает часть своего тела Всевышнему.

Давным-давно Баба был обычным человеком, который однажды понял, что больше не принадлежит обычному миру людей и своей семье, а теперь он принадлежит только Господу Шиве.

С тех пор он стал странствующим аскетом и ни разу не опускал свою руку во славу Махадева и во имя мира на всей Земле.

Бабаджи также посещает каждую Кумбха Мелу.

Фото сделано на пленочный фотоаппарат на Маха Кумбха Меле 2001 года
Рам Дев баба
Видели на Меле и еще одну известную и противоречивую личность, Рам Дев бабу. Йог, отреченный монах-Свами, и владелец бизнеса Patanjali с 1,6 миллиарда долларов прибыли. Точнее официальный владелец не он, а его ученик и коллега Ачачарья Бал Кришна, но вся Индия знает чей это бизнес.

Из высказываний Бабы Рамдева:

“Йоги в индийской культуре всегда вели общество в правильном направлении и посвящали свою жизнь его благосостоянию. Вот почему я будучи йогом также управляю компанией. Потому что это моя важная обязанность перед этой страной.
Земля, солнце и вся природа делают свое дело, ничего не ожидая взамен. Вот и я так же делаю свою работу. Я руковожу Patanjali не как CEO, а скорее как гуру руководит ашрамом. Это не корпорация. Patanjali — духовная организация.”
А еще у меня сохранилось несколько фотографий сделанных мной на пленочный фотоаппарат с Маха Кумбха Мелы 2001 года.