Как это было

Кумбха Мела 2013

Прогулка по лагерям самого многонаселенного временного города в Индии, что был расположен в месте слияния трех священных рек — Ганги, Ямуны и Сарасвати
«Именно здесь начинаешь понимать, что Индия — страна сотен народов, тысяч языков и миллионов богов. Это родина человеческой речи, колыбель человечества, прародительница легенд. Страна, посетить которую должен каждый. Тот, кто побывал там хоть раз, никогда не променяет свои мимолетные впечатления об Индии на все красоты мира».
Марк Твен в книге "Новые путешествия по миру" после посещения Кумбха Мелы 1894 г.

C 14 января по 25 февраля в городе Аллахабаде (Праяг) прошла очередная Кумбха Мела, не побывать на которой, было бы преступлением, особенно для правоверного хинду!


По первым впечатлениям в день мауни амавасьи стало понятно, что в этом году здесь собралось больше народа, чем на Меле 2001 года и, конечно, гораздо больше, чем в Харидваре в 2010 году.

С чем это связано? Сложно сказать однозначно, но стремление масс индийцев к улучшению кармы и получению мукти, обещанного священными писаниями, сделало этот праздник самым большим собранием людей на планете.


В последние десятилетия этот фестиваль с каждым разом посещает все больше жителей западных стран, так или иначе имеющих отношение к йоге и индуизму в целом. Особенно впечатляет количество соотечественников, присутствовавших на Кубха меле. Это говорит о том, что философия санатана дхармы (индуизма) все больше и глубже проникает на просторы постсоветского пространства.


Широкое освещение этого события в рунете и отправление групп паломников, организованное последователями Пайлота Бабаджи и несколькими туроператорами, специализирующимися на турах в Индию, сделало возможным посещение этой психоделической мистерии всем желающим, а таковых оказалось немало. Как бы там ни было, но на фоне полевых сводок с пляжей Гоа о плохом поведении рашн пипл, такое массовое увлечение славян йогой и ведической культурой, меня лично, приятно удивляет.

История Кумбха Мелы


История Кумбха Мелы уходит своими корнями в глубокую древность и описана в Пуранах и Итихасах, например в Бхагавата пуране (гл. 5-11). Мне бы хотелось рассказать, сквозь призму священных писаний, о духовной очищающей силе Праяг-Сангама — древнейшего места паломничества, где и проходит раз в двенадцать лет Праздник Кувшина (Кумбха мела).


В Брахма-самхите рассказывается, как господь Брахма искал место для проведения жертвоприношения Пракришта Ягьи и остановил свой выбор в районе Сангама — места слияния трех священных рек Ямуны, Ганги и Сарасвати. Впоследствии это место стали называть Праяг, т. е. место, где было совершено грандиозное жертвоприношение.


Всего на Ганге насчитывается четырнадцать таких праягов, но Праяг-радж (Аллахабад), считается самым значительным из них. В Махабхарате (Вана-парва) говорится, что Праяг является мадхьей, центральным из пяти веди — жертвенных алтарей земли. Остальные веди: Курукшетра, Гая, Вираджа и Пушкара.


В Сканда, Маркандея, Брахма и Вараха Пуранах говорится, что Праяг является самым почитаемым святым местом во вселенной. Омывшись в слиянии трех священных рек в Праяге, человек попадает в рай, а тот, кто умирает там, навеки покидает материальный мир. Многие святые и Аватары с древних времен считали своим долгом посетить Праяг и омыться в Сангаме, а также, это место долгое время являлось обителью великих мудрецов — Бхарадваджа и Дурвасы Муни.


Американский писатель Марк Твен посетил Кумбха Мелу, проходившую в 1894 году в Праяге, о которой он пишет: "Удивительно наблюдать, как вера побуждает тысячи и тысячи людей — и немощных стариков и юношей — без колебания и роптания входить в ледяную воду."

По прибытии в Сангам, в первую очередь хочется познакомиться с различными течениями индуизма, получить даршан и благословления садху, послушать лекции, покушать прасада, принять участие в ягьях, киртанах и харинамах, попеть мантры с брахманами и, конечно же, омыться в святых водах Сангама — ради чего сюда все и собрались.


Конечно, за те три дня, что мы здесь были, сложно выполнить всю желаемую программу, но все же кое-что нам удалось!


Мы послушали лекцию Радханатха Свами — автора известной автобиографической книги «Путешествие домой».

Взяли интервью у Рампури Бабаджи — одного из старейшин ордена Джуна Акхара, также выходца из Америки, и автора книги «Рампури — биография голубоглазого йогина».

Поучавствовали в харинаме гаудийа-вайшнавов.

Провели какое-то время у нага бабов — самых архаичных представителей санатана дхармы.

Приняли Шахи Снан (королевское омовение) и присоединились к параду «Садху Кумбха Мелы», который проходил в течение всего дня на мауни амавасью.


В общем, как и всегда, Кумбха Мела впечатляет, позволяет взглянуть по-новому на свою жизнь под разными углами, дает мощный импульс, силы и возможности идти дальше по этому «лезвию бритвы» — называемому духовный путь, путь последователя одной из традиций, совокупность которых называют Санатана Дхармой. Это свод естественных моральных принципов, следование которым гармонизирует человека и все общество.

More products

В начале творения Господь Вишну даровал нашей планете Ямуну, способную смыть все грехи человечества. Прекрасная Ямуна взмолилась: «А кто же очистит меня?»

И Вишну ответил: «Великие праведники раз в 12 лет силой своей веры вернут тебе чистоту!»

Махайоги
Пайлот Бабаджи

Больше всего наших соотечественников мы встретили в лагере маха йога Пайлота Бабаджи. Бабаджи когда-то был пилотом военных самолетов истребителей, летал на советских мигах. Занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый низко летающий пилот (чтобы не засекли радары противника). Участвовал в столкновениях Индии с Пакистаном. Отсюда и его имя - Пилот. Позже он стал садху, медитировал много лет в пещерах Гималаев, потом пришел в мир и начал помогать людям и давать Гималайскую йогу. Не раз демонстрировал длительное самадхи без еды и воздуха под наблюдением общественности.
Бабаджи на Кумбха Меле принимает своих последователей для проживания в кемпе, проводит ягьи и дает свои благословления, пришедшим на даршан.
Рампури Баба
Мы заглянули на огонек к Рампури Бабе — американскому садху, первому западному человеку, получившему посвящение в начале 70-х годов в одном из самых ортодоксальных орденов индуизма, Джуна Акхаре.

На фотографии слева — Рампури, объясняет что-то пришедшему на даршан человеку с Запада. Справа —Мангалананд Гири, известный всему миру как Goa Gil (Гоа Гил). Это ди-джей, организатор гоа-трансовых вечеринок, один из основателей транс-движения.

Он получил инициацию в Джуна Акхаре в 70-х, в ордене Гири — одной из 52-х линий ученической преемственности.
Я попросил Рампури подписать его книгу «Биография голубоглазого йогина»
Бабаджи написал благословления владельцу книги от имени всей Акхары
Сатсанг Рампури Бабы
Бабаджи согласился ответить на наши многочисленные вопросы и рассказал нам о традиции нага баба, о внутреннем устройстве Джуна Акхары, о роли садху в обществе. Он говорил о разлагающем душу влиянии запада и о славянах (т. е. нас), которым нужно вспомнить свою религию предков и жить в согласии с природой и богами. В действительности, он прославил нас, сказав, что у нашего народа большой духовный потенциал и посоветовал нам вернуться к своим дохристианским корням, в истоках которых лежат Веды.

Чувствуя благодарность за высокую оценку потенциала нашего народа, я сказал бабаджи «спасибо», что звучало в контексте сказанного весьма глупо, как попытка поблагодарить дядю за данную им конфетку, на что бабаджи ответил, сурово посмотрев мне в глаза:
— Я говорю серьезно, это не просто так, это не шутки.

В общем, баба произвел на нас впечатление человека пропитанного традицией, реализовано знающего то, о чем он говорит и бесконечно доброго человека, испытывающего сострадание к мирянам, погрязшим в суете наслаждений этого эфемерного мира.
Друвинка Пури
В лагере Рампури Бабы мы встретили яркую, необычную женщину. Пока мы беседовали с Рампури, она тихо сидела в сторонке. Ее очень умиротворенный и, я даже сказал бы, отреченный вид, произвел на меня впечатление.

Ее имя Друвинка Пури, и родом она из Шри Ланки, переехала в Индию около 30 лет назад и стала монахиней — садхви, получив посвящение в древнем ордене садху Джуна Акхара, одним из ее Гуру является Рампури Баба.

Помимо своей садханы и жизни в полном отречении, Друвинка пишет замечательные картины на холсте. Передавая через них свой внутренний мир неразрывно связанный с Девтами и их многочисленными проявлениями в мироздании.
Амар Бхарати Баба
Садху Амар Бхарати держит руку поднятой уже 51 год. Это называется урдхаман тапасья — вид служения, когда аскет посвящает часть своего тела Всевышнему.

Давным-давно Баба был обычным человеком, который однажды понял, что больше не принадлежит обычному миру людей и своей семье, а теперь он принадлежит только Господу Шиве.

С тех пор он стал странствующим аскетом и ни разу не опускал свою руку во славу Махадева и во имя мира на всей Земле.

Бабаджи также посещает каждую Кумбха Мелу.

Фото сделано на пленочный фотоаппарат на Маха Кумбха Меле 2001 года
Рам Дев баба
Видели на Меле и еще одну известную и противоречивую личность, Рам Дев бабу. Йог, отреченный монах-Свами, и владелец бизнеса Patanjali с 1,6 миллиарда долларов прибыли. Точнее официальный владелец не он, а его ученик и коллега Ачачарья Бал Кришна, но вся Индия знает чей это бизнес.

Из высказываний Бабы Рамдева:

“Йоги в индийской культуре всегда вели общество в правильном направлении и посвящали свою жизнь его благосостоянию. Вот почему я будучи йогом также управляю компанией. Потому что это моя важная обязанность перед этой страной.
Земля, солнце и вся природа делают свое дело, ничего не ожидая взамен. Вот и я так же делаю свою работу. Я руковожу Patanjali не как CEO, а скорее как гуру руководит ашрамом. Это не корпорация. Patanjali — духовная организация.”
Пользуясь случаем и имея достаточно обширный опыт на этих фестивалях, хочу пригласить вас в мой тур на Кумбха Мелу и праздник Махашиваратри в феврале-марте 2005 года. Тур пройдет с 23 февраля по 4 марта. Можно посмотреть программу перейдя по ссылке: https://topway-travel.ru/kumbhamela
Как это было

Кумбха Мела 2001

Мой первый визит в Индию
Иногда даже приятно погрузиться в воспоминания и заново осмыслить то, что уже давно забыто и лежит где-то на задворках памяти. Сейчас напишу о том как я переехал жить в Индию и почему.

В 1998 году мне дали прочитать Бхагават Гиту. Книга заходила с трудом, но когда я ее читал, мне казалось, что я разговариваю с Непостижимым Вселенским Интеллектом.

Поначалу более 1 страницы я не мог прочесть, мозг быстро перегружался от обилия санскритских терминов и совершенно иного мировоззрения, которое при этом казалось очень близким и логичным, поэтому я продолжал читать …

В процессе чтения я понял, что нужно практиковать осознанность и начать чистку мозгов от того мусора, что успел там накопиться за 3 последних года моей беспорядочной жизни.

Так, уже через год я стал вегетарианцем, соответственно, перестал употреблять алкоголь, баловаться травой и вообще, вдохновился следовать яме-нияме и пытался понять свою дхарму (предназначение). Все это неизбежно привело к желанию поехать в Индию.

Но для этого нужны были деньги, которых у меня не было. К этому времени я уже бросил строительный институт и даже успел сменить две нелюбимых работы. С зарплатами того времени накопить было нереально. Поставив себе цель, во что бы то ни стало поехать в Индию и найти там себе просветленного Гуру, я занялся мелким бизнесом в товарке.

Это была продажа картин (холст - масло), в основном в подарочные фонды градообразующих предприятий России и нефтегазовый сектор в районе Сургута.

Началось с того что в наш город приехал артдилер, и я уговорил его взять меня на сделку по продаже картин директору сбербанка в нашем городке, чтобы посмотреть на практике как это делается. После этого меня было уже не остановить!

Никогда не мог себе и представить в то время, что я начну продавать дорогие картины по всей России. И что еще более удивительно - то, что у меня их будут хорошо покупать. В последствии это дело кормило меня еще 14 лет, при занятости всего 3- 4 месяца в году.

Летом 2000 года, в наш городок вернулся из Индии мой сосед по микрорайону. В нашей гоптусовке он был известен как Монах. Сразу после срочной службы в армии, он уехал в Индию и жил там несколько лет бродячим монахом, участвуя в программе от одного из ашрамов Индии.

Суть программы заключалась в том что группа монахов обходили всю Индию пешком по периметру в течении 8 лет, это называлось Пада-Ятра.

Они не останавливались в одном месте более чем на 3 дня и во время остановок и проводили духовные программы, где давали практики, для жителей сел и деревень через которые лежал их путь. Вот он то окончательно и вдохновил меня ехать в Индию на поиски Гуру.

Итак, впервые я прилетел в Дели в конце декабря 2000 года. У меня было 400$ на 45 дней и потрясающий маршрут: Дели - Вриндаван - Варанаси - Аллахабад (Кумбха Мела) - Пури - Вриндаван.

Нужно сказать, что об Индии я тогда ничего не знал кроме того, что там сплошь святые места и просветленные жители - вегетарианцы, которые настроили храмов больше, чем отелей и постоянно там медитируют, занимаются йогой и служением Богам.

Интернет в те суровые времена в России был в зачаточном состоянии, и я им понятно не пользовался вообще (сейчас трудно такое представить). Поэтому мои представления складывались по глянцевым фоткам из журнала Вокруг Света. Казалось, там сплошные средневековые дворцы, жители ездят на слонах, а кобры и обезьяны шмыгают под ногами то тут, то там.

В общем, хотелось экзотики и мистики, тем более это была первая заграничная поездка, мне был 21 год, и казалось, что я стою на пороге чего-то грандиозного, а после этой поездки уже ни чего будет так, как прежде. тТак и случилось!

Прилетев в Дели Ашхабадскими линиями рано утром, мы прямиком из аэропорта отправились в район Ист оф Кайлаш, в один из многочисленных Мандиров - храмов, там я впервые ел прасад сидя на полу голыми руками, как и принято в традиции.

Я находился под впечатлением от увиденного вокруг, озираясь на окружавшие меня здания я спрашивал Монаха:

-- А это и есть Дели? Точно? Может это пригород?
-- Да это Дели, не пригород, - хмуро отвечал мне друг, видя что я в процессе осмысления увиденного и испытываю легкую психологическую травму 🤪

Это было похоже на то что где то недалеко произошел ядерный взрыв. Взрывной волной снесло все крыши и верхние этажи. Остались двух-трех этажные обугленные огрызки зданий, хаотично пристроенные друг к другу. Обугленные, потому что они были серые и местами переходили в черный цвет. Это была плесень, но я тогда об этом ничего не знал.

Затем мы поехали во Вриндаван, где первое, что я увидел и что меня опять впечатлило - это индусы, которые ложились прямо на дороге плашмя в пыль, складывая ладошки и вытягивая руки над головой, потом вставали и опять падали. Как я потом выяснил - это паломники приносили свои поклоны святой земле Вриндавана…

Побыв в этом непонятном месте один день, мы с русскими ребятами, которые уже пару лет жили и странствовали по Индии, отправились в Варанаси и затем к цели нашей поездки - в Аллахабад на грандиозный праздник Маха Кумбха Мела. Который проводился раз в 12 лет и собирал десятки миллионов людей, за что был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самое большое собрание людей на планете Земля!

Приехав на вокзал Матхуры, я удивился тому, как тут все просто и особенно, крысам которые бегали по путям в поисках еды и совсем не боялись людей, а люди не обращали на них никакого внимания. Все выглядело естественно и органично. Потом подъехал наш поезд, и тут началось…

Толпа с перрона щиманулась в поезд, возникла давка, меня зажали и внесли в вагон. Только потом я узнал, что это был дженерал класс - самый низкий из возможных классов вагонов индийского поезда.
А огромное количество народа на наш поезд было как раз потому, что все они были паломниками, ехавшими на Кумбха Мелу через Варанаси.

Все очень плотно набились в вагон и свободных мест на деревянных лавках конечно же не было, поэтому с 21.00 и до 4 утра мне пришлось стоять в переполненном душном вагоне. Кто-то из индийцев подвешивал гамчи наподобие гамаков к багажным полкам и спал в них как в люльках 👍

За эти часы во мне произошли все виды эмоций: от восторга приключений, до сильного гнева, потом принятия ситуации и полного равнодушия и апатии. Я прям чувствовал переоценку ценностей в моем сознании, где просто горизонтальное положение ночью на деревянной лавке уже было пределом мечтаний 😅

Под утро, уже совсем осоловев от этого всего, краем глаза я заметил что на багажной полке под потолком освободилось место. Я мгновенно туда запрыгнул, растянулся и посмотрел на часы, было 4 утра 1 января 2001 года, я встретил новый год в Индии в таком необычном месте.

Как говорится "Как встретишь новый год, так его и проведешь!". Из следующих 20 лет только 3 новых года я встретил в России, все остальные - в Индии.

К 9 утра мы прибыли в Варанаси, древнейший живой город на планете. И конечно, сразу поехали в ашрам, а куда же еще? Кушать прасад. Ашрамская еда представляла собой кичри - смесь из риса, чечевицы и картошки, а так же там были зеленые стручки которые я ошибочно принял за стручковую фасоль, за что трагически поплатился.

Начав с голодухи активно жевать эти стручки «фасоли», которые оказались зеленым перцем чили, я просто офигел от жара во рту и горле. Из глаз покатились слезы. Выплевывать было нельзя, и я титаническим усилием все проглотил. Но дальше кушать отказался и отнес тарелку и остатки кичри на задворки ашрама, где уже ждали обезьяны. Их перец чили не смущал))

Варанаси - на первый взгляд такой же индийский город, как и большинство. Но это пока не выйдешь на знаменитые гхаты. Там уже что-то чувствуется, что-то витает в воздухе - запах вечности, тлен мирского, перемолотый тысячелетиями, и весь мистицизм востока.

Этого сразу не понять. Это раскрывается постепенно, годами и незаметно втягивает тебя всего. А потом ты понимаешь, оглянувшись назад - все, уже поздно! Необратимые изменения в глубинах души уже произошли, и тебе остается только идти дальше, в адвайтическую неизвестность, из которой ты никогда не вернешься. Ибо в итоге все растворится, в том числе и ты.

Посетив основные места Варанаси, мы вчетвером на локальном автобусе переместились в Аллахабад. Дыхание Индии в виде огромных наплывов людей чувствовалось еще в Варанаси. Город был наводнен паломниками не только со всей Индии, но и с разных концов нашего уютного шарика.

Все они ехали на редкое (раз в 12 лет), самое серьезное и значимое событие для всех искателей истины - великий фестиваль Кувшина или Маха Кумбха Мелу. Это самый большой духовный фестиваль в мире, главными участниками которого были садху-аскеты, йоги, наги, тантрики и гуру всевозможных учений и традиций.

Для этого властями был разбит огромный палаточный лагерь с туалетами, медицинскими пунктами, полицейскими постами и дорогами. У каждой духовной организации был свой лагерь с шатрами, пандалами в которых располагались святилища, ягья-кунды, кухни, столовые, а также места для сатсангов (лекций).

Йоги, наги и всевозможные аскеты традиционно находились в лагере древнего ордена садху Джуна Акхара, там можно было увидеть много интересного.

Не буду здесь приводить всю историю возникновения этого фестиваля, ее можно прочитать во множестве интернет источников. Скажу лишь, что когда звезды занимают определенное положение вычисляемое астрологами, то в Сангаме (место слияния трех священных рек) проявляется Амрита - нектар бессмертия, согласно древним пуранам способный очистить судьбу человека от угра-кармы, а святым аскетам приблизиться к состоянию самадхи или перерождению на сварга локах - райских планетах.

Приехав в лагерь Мелы, сказать, что я смотрел на все с широко открытыми глазами - это ничего не сказать! С одной стороны мне все нравилось, с другой здесь было аскетично, и я явно не был ко всему этому готов. Но постепенно сознание перестраивалось к новым энергиям и вибрациям, которыми было пропитано это место. Плюс поле святых отшельников, среди стоянок которых мы жили, тоже влияло на мой привыкший к наслаждениям ум.

Все это вылилось в то, что я сначала даже хотел сбежать куда-нибудь, настолько мне было психологически некомфортно. Но бежать было некуда, и я просто слег без сил в шатре и вставал только по зову природы - в столовую и туалет. Так прошло 3 дня. Мне снились какие-то безумные цветные сны, и каждый раз проснувшись, мне требовалось время, чтобы понять, где я нахожусь.

Моим соседом по Кемпу был пожилой садху-австралиец страдавший малярией. Мы иногда с ним беседовали: он на английском, а я на русском (английский я совсем не знал). Казалось, он понимал, что со мной происходит и поддерживал меня, подкармливая сладким прасадом из общей столовой.

Как-то на общем прасаде (прием пищи), я познакомился с Kostas Lukosiunas из Эстонии. Он приехал на Кумбха Мелу посе месячного ретрита в гималайской пещере. Он рассказал нам удивительную историю, как он начал свой духовный путь в Крия Йоге. Триггером к этому послужило его буквальное пребывание в аду (в тонком теле). Про этот его рассказ нужно писать отдельный пост.

Позднее, во Вриндаване, я с его словзаконспектировал асаны и комментарии к ним - целую тетрадку, так вдохновился его примером и рассказом. От него я впервые услышал о бессмертном Махааватаре Бабаджи и книге Парамахамсы Йогананды.

В общем, я постепенно пришел в себя, ко мне вернулись силы, и я начал бегать по лагерям садху и искать левитирующих йогов и прочие чудеса. Летающих йогов я так и не встретил, зато мы видели аскета Амар Бхарати бабу с поднятой уже много лет высохшей рукой и йога, пробившего себе предплечье огромным ржавым тесаком и всем демонстрирующим свою аскезу.

Так же в лагерях Джуна Акхары мы встречали тех, кто делал линга-асаны, накручивали на детородный орган длинную палку, а второй саду вставал на нее ногами всем своим весом под крики толпы «Хара Хара Махадев!» Наблюдали всегда стоячих садху (никогда не ложившихся горизонтально). Спят они оперевшись на досточку привязанную веревками к потолку и напоминающую качели.

Но кульминацией всего фестиваля является омовение в Сангаме (слиянии рек), ради чего все сюда и собрались. Астрологи вычисляют точные числа и время действия нектара бессмертия (Амриты). В эту дату и время, стекаются миллионы людей к берегу для того, чтобы омыться и очистить сознание от негативной кармы.

Ранним утром тысячи садху ордена Джуна Акхары, голые наги, обмазанные пеплом из ягья кунд, заходят в воду первыми с криками Хара Хара Махадев и Джая Ганге Ма. Они размахивают булавами и потрясают тришулами (трезубец), подражая Великому Шиве. Их длинные джаты (дреды) с заплетенными в них цветами и рудракшами, сверкают в лунном свете, и кажется даже Боги пришли сюда, чтобы лицезреть великую мистерию соединения небесной амриты с человеческим духом!

В общем, здесь была такая всеохватывающая атмосфера архаики, духовной радости и экстаза, что каждый, кто попадал сюда, неизбежно это чувствовал. Какие бы ни были у человека проблемы, здесь, на пороге вечности, просыпалась надежда на спасение от всех невзгод и несчастий. Они становились мелкими и незначительными перед масштабом духовной энергии, и над обломками невежества из прежней жизни возникало второе рождение, где хотелось сделать уже что-то для себя, как для души.

В итоге мы пробыли в Праяге почти 3 недели, посетили множество кемпингов и сат сангов (лекций), видели и звезд Болливуда (Хему Малинин из Зиты и Гиты), и Далай Ламу, и парад Кумбха Мелы, и еще много всего, что я уже не помню.

Этот фестиваль произвел неизгладимое впечатление! Я понял что хочу остаться жить в Индии и практиковать йогу. Вернувшись домой в Россию я открыл студенческую визу по приглашению от одного из индийских ашрамов, вернулся в Индию в этом же 2001 году и остался здесь жить, и живу до сих пор.

С тех пор я стараюсь посещать по мере возможности все Мелы, а их бывает 3 вида: Магх Мелы (каждый январь-февраль в Аллахабаде) Ардха Кумбха Мелы (половинчатые, каждые 6 лет) и Маха Кумбха Мелы (каждые 12 лет).

В итоге удалось побывать всего на 5 фестивалях. На Маха Кумбха Мелах 2001, 2013 гг в Аллахабаде и в 2010г в Харидваре, а также на двух Магх Мелах в Аллахабаде 2002 и 2003 гг.

Пользуясь случаем и имея достаточно обширный опыт на этих фестивалях, хочу пригласить вас в мой тур на Кумбха Мелу и праздник Махашиваратри в феврале-марте 2005 года. Тур пройдет с 23 февраля по 4 марта. Можно посмотреть программу перейдя по ссылке: https://topway-travel.ru/kumbhamela